Сегодня сложно представить себе погрузку и разгрузку грузов или модульную перевозку без использования крана-манипулятора. Автомобили, на шасси которых установлен подобный погрузо-разгрузочный механизм, еще называют мультилифтами. Название закрепилось за ними благодаря финской торговой марке этого механизма - «Multilift», которая принадлежит концерну HIAB.
В зависимости от конструкции установленной системы, мультилифты делят на крюковый, тросовый и рамный.
Крюковый механизм состоит из подвижных балок (в виде буквы «Г») с крюками, которые за специальную скобу захватывают кузов. В движение балки приводят гидроцилиндры, а обратное подтягивание осуществляется за счет роликовых подрамников, установленных на раме автомобиля. При отсутствии кузова дополнительную фиксацию подрамников обеспечивают замки.
Главные преимущества крюкового механизма - это быстрая погрузка (около 1 минуты), высокая надежность крепления кузова, а также быстрота транспортировки. К недостаткам относится большой вес самой погрузочно-разгрузочной системы.
Устройство тросового мультилифта схоже с крюковым (ролики, подрамники и замки), однако крюк и рычаг заменен на лебедку с тросами. Его главные преимущества:
- низкий вес и простота конструкции, - компактные размеры, - доступная цена, - высокая эффективность в режиме самосвала, - способен выдерживать большие динамические нагрузки, - универсальность применения.
Среди недостатков - низкая скорость, длительное время погрузки (3-5 минут) и быстрый износ металлических тросов. Также к недостаткам относят необходимость дополнительной фиксации троса канифас-блоками для предотвращения его обрыва.
В рамном механизме подтягивание осуществляется за счет крюка, закрепленного на замкнутую цепь. Захват кузова происходит снизу за центральную точку. Этот мультилифт обычно применяется для мусоровозов. Он имеет те же достоинства, что и крюковый. Но из-за регулярного засорения механизма и достаточно сложной и дорогой конструкции такая спецтехника редко выпускается.
Сфера применения мультилифтов очень широка. Они используются для перевозки грузов, сыпучих стройматериалов (песок, грунт и т.п.), металлического, строительного и бытового мусора. Применение этой спецтехники нашлось и в сельском хозяйстве. Большинство фермеров предпочитают мультилифт купить для вывоза урожая с полей или доставки кормов для животных.
Эти машины можно оборудовать специальной платформой и применять в качестве перевозчика различной техники и оборудования для дорожно-строительных и прочих машин. Например, погрузчиков, тракторов, насосных установок, пескоразбрызгивателя, а также цистерн, генераторов, компрессоров. |